ОмГПУ и базовые школы РАН подводят итоги первого года сотрудничества в рамках федерального проекта


Омский государственный педагогический университет продолжает взаимодействовать в режиме онлайн с базовыми школами Российской академии наук в целях реализации программы совместных действий по развитию федерального проекта. Продвижение базовых школ РАН является одним из ключевых направлений деятельности Министерства просвещения Российской Федерации. Идея создания базовых школ РАН возникла еще два года назад в ходе совместного обсуждения Российской академией наук и Министерством просвещения Российской Федерации вопросов подготовки научных кадров, начиная с уровня школьного образования. По результатам отбора образовательных организаций статус базовых школ РАН в нашей стране получили только 108 школ, представляющих 32 региона. Для отбора Российской академией наук использовались следующие критерии: муниципальный уровень подчинения школы, вхождение школы в федеральные рейтинги, высокий научно-образовательный потенциал региона. Финалисты показали высокий уровень готовности к активному взаимодействию с научными центрами, вузами, кванториумами.

В Омской области базовыми школами Российской академии наук являются гимназия № 19, лицей № 64 и гимназия № 115, которые возлагают большие надежды на продолжение сотрудничества с Омским государственным педагогическим университетом. Безусловно, такое партнерство способствует развитию научного потенциала учеников и педагогов. После первого года сотрудничества в рамках федерального проекта представители ОмГПУ и базовых школ РАН подводят итоги совместной деятельности.

Заместитель декана факультета начального, дошкольного и специального образования Татьяна Вячеславовна Баракина и заместитель директора лицея № 64 города Омска Николай Юрьевич Шерешик:

«В начале прошлого учебного года в лицее прошли не совсем обычные “Уроки Знаний”. Они стали для учеников настоящими первыми шагами в науку. Перед обучающимися выступили преподаватели и рассказали о самом интересном и актуальном, что происходит в современной научной сфере. А для младших классов такие уроки провели студенты факультета начального, дошкольного и специального образования. В течение года студентами были проведены классные часы “Занимательная математика”, “Безопасность в интернете” и др. Осенью также состоялась профориентационная встреча с одиннадцатиклассниками. ОмГПУ совместно с образовательной организацией провел первый Региональный научно-практический семинар «TEX-community: инженерно-политехническое образование детей в системе основного и дополнительного образования». Началось и сотрудничество лицея с лабораторией образовательной робототехники и информационных технологий в образовании нашего вуза. В начале текущего года команда при эффективном взаимодействии с лицеем заняла 1 место в Межрегиональном чемпионате по Cuboro. Вместе с преподавателями Н.А. Коробейниковой и О.Ю. Николенко студенты в течение учебного года оказывали консультативную помощь старшеклассникам при написании индивидуальных проектов обучающихся».

Заведующая кафедрой русского языка и лингводидактики Наталья Дмитриевна Федяева:

«Для учащихся лицея № 64 была разработана и реализована программа интенсивного лингвистического курса “Lumos solem! Искусственные языки в культуре и науке”. Курс, подготовленный специально для учеников лицея, был призван доказать школьникам, что отношения между «физиками и лириками» не обязательно должны быть отношениями противостояния, процесс лингвоконструирования – это и математический расчет, и поэзия языка. На занятиях в дни осенних каникул школьники познакомились с историей лингвоконструирования, с типами искусственных языков и механизмами их разработки, узнали об особенностях эсперанто – одного из самых успешных языковых проектов, обсудили языки фэнтези.

Разработана программа интенсивного лингвистического курса «Пушкин – далеко или близко? Русский язык XXI века». Курс нацелен рассказать об активных процессах в современном русском языке, о сущности нормы литературного языка и судьбе отдельных норм. Предполагалось, что в ходе занятий школьники смогут осознать, как развивается язык, и понять, что изменения нормы – это не прихоть лингвистов, а закономерный процесс; научатся критически оценивать материалы СМИ о русском языке; порассуждают о языковых “проблемах”, наиболее часто обсуждаемых широкой общественностью (латиница в названиях, нарушение норм орфографии и пунктуации в интернет-коммуникации и т.п.).

Проекты учеников лицея, тьюторское сопровождение которых осуществляли филологи ОмГПУ, были подготовлены для представления на региональной конференции учащихся базовых школ РАН, посвященной 30-летию Омского научного центра СО РАН. Школьники планировали представить необычный итог творческого осмысления романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», оформленный в виде меню литературного кафе (проект потребовал вдумчивой работы с текстом, погружения в культуру повседневности XIX века), а также продемонстрировать этимолого-идеографический словарь иностранных слов современного подростка, созданный по результатам анкетирования ровесников».

Доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Юлия Владимировна Марус:

«Наша кафедра проводила занятия для учеников гимназии № 19 и осуществляла руководство их проектными работами. Нашей задачей было объяснить старшеклассникам, что такое финансовая грамотность как часть функциональной грамотности человека, какое поведение потребителя можно считать рациональным и осмотрительным, какие действия с финансовыми инструментами могут приносить доход, какое взаимодействие с финансовыми учреждениями и другими участниками рыночных отношений будет взаимовыгодным. Педагоги разработали рабочую программу курса, провели лекционные занятия и практические уроки с разнообразными заданиями, осуществили текущий контроль. В связи с переходом на дистанционное обучение также были освоены различные методы и приемы удаленного взаимодействия с учениками в привычном им формате, например работа с помощью GoogleClassroom. Также в результате совместной деятельности с учениками были подготовлены и защищены проекты по финансовой грамотности. Работа, организованная вместе с коллегами из нашего вуза И.П. Геращенко и О.А. Гешко, несомненно, предоставила ученикам новые возможности. Например, они смогли окунуться в атмосферу студенчества, пообщаться с профессорско-преподавательским составом, прикоснуться к миру науки, поучаствовать в школьных научных мероприятиях под руководством ученых и, главное, осознать значимость фундаментальных знаний, которые не только развивают логику и расширяют кругозор, но и дают ту необходимую базу, усвоив которую человек сможет эффективно взаимодействовать с обществом».

Старший преподаватель кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Олеся Александровна Гешко:

«Взаимодействие школы и вуза стало хорошим инструментом превращения обычной школы в академическую. Наше сотрудничество с гимназией № 19 было направлено на развитие исследовательских навыков обучающихся с целью подготовки школьников к будущей научной деятельности, что и повлияло на выбор форм и методов взаимодействия в рамках проводимых элективных курсов. Например, курс “Экономика и предпринимательство” для десятого класса аккумулировал в себе все ключевые аспекты создания и ведения собственного бизнеса в России в условиях неопределенности, сложности и подвижности внешней среды. Школьники решали кейсы, проводили исследования в рамках проектных тем, участвовали в проблемных лабораториях. Важно было создать условия, в которых каждый школьник смог увидеть проблему и описать ее, сформулировать гипотезу, поставить задачу исследования, определить базу эксперимента, реализовать его при помощи очерченного круга инструментов, а также подвести итог».

Заведующая кафедрой французского языка Юлия Викторовна Мартынова:

«Факультет иностранных языков начал сотрудничать с гимназией № 115 в рамках проекта “Базовые школы РАН” в 2019 году. Каждая кафедра предлагает учащимся и педагогам гимназии различные мероприятия научной и творческой направленности. Так, в ноябре 2019 года был проведен лингвострановедческий квест, где школьники в процессе решения эвристических задач познакомились с научным и интеллектуальным наследием Великобритании, Германии, Франции, Испании и других стран. К Международному дню Франкофонии школьники, изучающие французский язык, подготовили доклады о различных регионах Франции.

Кафедра восточных языков проводит занятия для учеников гимназии по китайскому языку. Доценты кафедр факультета иностранных языков читают открытые лекции по актуальным проблемам современной науки для обучающихся. Осуществлялась и научная коллаборация в рамках научно-исследовательской работы «студент – ученик». Студенты и преподаватели кафедр проводили консультирование учащихся в ходе их научно-исследовательской деятельности. Подготовленные таким образом работы успешно были представлены на конференции НОУ, жюри секций отметило высокое качество школьных исследований, актуальность проблематики.

Сотрудничество с гимназией № 115 плодотворно влияет как на учащихся и учителей, так и на студентов и преподавателей вуза, которые с большим интересом и ответственностью разрабатывают для ребят проекты, проводят открытые лекции, многие студенты стали наставниками для учеников. Такое сотрудничество дает положительные результаты как в обучении школьников, так и в их воспитании».

Декан факультета истории, философии и права Елена Викторовна Черненко:

«В прошлом учебном году в сотрудничестве гимназии и факультета истории, философии и права была апробирована модель смешанной школы, где учащимся, выбравшим в качестве специализации право и историю, были предложены теоретические курсы, углубляющие предметную подготовку школьников, развивающие их предметные компетенции элективные курсы по праву и специальным историческим дисциплинам. Параллельно при тьюторском сопровождении со стороны научно-педагогических работников факультета и студентов была организована проектная деятельность школьников по проблемам исторической и юридической науки. К этой деятельности были привлечены ученики десятого класса, которые на момент начала реализации проекта не имели системного опыта и практики проектной деятельности, а ряд школьников вообще не имел мотивации на углубленное изучение истории и права.

В процессе проведения научно-популярных лекций, семинаров и мастер-классов были сформированы такие УУД, как смысловое чтение, связное, последовательное и аргументированное изложение своих мыслей, а также способность к самоорганизации и навыки тайм-менеджмента.

Для того чтобы повысить эффективность проектной деятельности школьников, а также решить задачи проекта “Базовые школы РАН”, необходимо оптимизировать смешанную модель базовой школы РАН. Образовательные учреждения, участвующие в эксперименте, должны откорректировать свои основные образовательные программы основного и среднего образования в направлении ориентации на цель и задачи проекта, а также на личностные, предметные и метапредметные результаты, адаптировав их под каждый уровень общего образования. Изменения основных образовательных программ основного и среднего образования должны определить изменения в учебных планах урочной и внеурочной деятельности образовательного учреждения. Эти изменения должны иметь системный, целостный и концептуальный характер. Дисциплины вариативной части, элективные курсы, кружки должны быть направлены на достижение поставленной в ООП цели. Содержание этих курсов необходимо разработать с учетом возрастных особенностей обучающихся и с возможностью индивидуализации образовательного процесса. Последнее обстоятельство является принципиальным, так как проектная и научно-исследовательская деятельность выстраивается на личных познавательных интересах.

Значительную помощь школе в реализации этих задач может оказать социальный партнер в лице педагогического университета. Эффективность такого взаимодействия определяется тем, что научные, методологические и методические ресурсы университета могут использоваться базовыми школами РАН как центры исследования образовательных и воспитательных практик, координации методических инициатив и повышения квалификации педагогических кадров, как центры сопровождения исследовательской и проектной деятельности школьников».