Выставка открылась в Центре «Эрмитаж-Сибирь». В ее составе 52 работы известного мастера, от дипломной «Джайлау» до последней, написанной незадолго до ухода из жизни – «Бата» («Благословение»).
Амангельды Шакенов (1943–2018) получил признание и в России, и в Казахстане. Он был профессором академической живописи Омского государственного педагогического университета, педагогом любимым и уважаемым несколькими поколениями студентов, и в то же время – академиком Академии художеств Республики Казахстан. И сам он называл себя человеком двух культур.
– Начнем с того, что Амангельды Абдрахманович Шакенов был все-таки реалистом и все его работы решены в реалистической манере, – говорит куратор выставки старший научный сотрудник, хранитель фонда советской и современной живописи Людмила БОГОМОЛОВА. – Что касается казахстанских пейзажей, композиций, они более колористичны. В последнее время это стало, может быть, даже форсированным, но тут уже сыграло роль состояние зрения художника. Национальное передается через орнаменты, через образы. В омских пейзажах Шакенов следует за импрессионистами, когда один и тот же мотив он пишет в разное время года, в разное время суток.
Экспозиция построена так, чтобы представить все грани творчества художника, и это получилось особенно концентрированным из-за небольшой площади зала.
Узнаваемыми и в чем-то знаковыми являются работы «Всадник», «Чабанская лошадь», «Вечер». В них выявлено именно национальное мироощущение, универсальные прообразы – вечное небо, горы, степь.
Соединение национальной тематики и европейской манеры подачи (сюжет с пикником) прослеживается в самой ранней работе – «Джайлау».
В 1970-е годы Амангельды Шакенов, как и многие художники, не избежал увлечения промышленной темой, темой освоения Севера, которые выглядят у него удивительно лирично. По мотивам творческих поездок в Ханты-Мансийск и Салехард в составе групп омских художников написана работа «Встреча на Севере». Яркими пятнами выделяется здесь одежда северян, очень точно изображено их жилище – чумы. К этому же периоду относятся и графические работы: «Чайка», «Пейзаж с нефтяными баками».
Особое место в творчестве Амангельды Шакенова занимают портреты и автопортреты, изображения соотечественников, членов семьи. Самой любимой моделью художника была его дочь Жамиля, чей образ запечатлен во множестве работ разных лет. Также привлекает внимание работа «Портрет матери» – скупая по колориту, но пронизанная искренней любовью.
Открытием даже для организаторов выставки стало обращение художника к исторической теме. Работа «Первая забастовка омских железнодорожников», написанная в 1982 году, обнаружилась в фондах музея «Искусство Омска». О том, что она там есть, вспомнил и рассказал фотограф Марк ФРУМГАРЦ.
– Я была очень удивлена, – признается Людмила БОГОМОЛОВА. – Но потом узнала, что работа была получена из Городского дворца пионеров, где существовал музей «Ленин и Сибирь», организованный как раз в 1982 году, так что работа, вероятно, заказная. Но все равно стало интересно, что же это за событие. Поискала в интернете, оказалось – это забастовка рабочих железнодорожных мастерских осенью 1902 года, с которой началось рабочее движение в Сибири. И вот так ярко это событие здесь изображено.
Людмила Константиновна посетовала, что не удалось показать многое из того, что хотелось бы. Например, большую гуашевую работу, потому что гуашь трудно экспонировать, трудно хранить. Всего 11 работ было взять из семьи художника, хотя понятно, что наследие огромное. Но, так или иначе, экспозиция получилась насыщенной, достойно представляющей творчество художника, ставшее заметным явлением в современном изобразительном искусстве. Художника двух культур.
Выставка будет работать до 3 ноября.