Ученые ОмГПУ разрабатывают методику преподавания математики в смешанном формате: первые итоги


Ученые Омского государственного педагогического университета по госзаданию продолжают разрабатывать методику преподавания математики в общеобразовательной организации с учетом реализации моделей смешанного обучения. Накануне ОмГПУ получил поддержку более 1 млн рублей от Министерства просвещения РФ на соответствующие прикладные научные исследования.

Основная цель проекта – разработка методики обучения математике в образовательных организациях с использованием различных моделей смешанного обучения. Смешанное обучение – технология, в которой сочетаются формы организации обучения как в реальной, так и в виртуальной образовательной среде, а также самообучение.

«В процессе обучения математике в настоящее время можно использовать различные цифровые ресурсы, начиная от презентаций и демонстрационных компьютерных программ, до программ динамической геометрии и онлайн-сервисов. Все они открывают большие возможности для учащихся в овладении математическими знаниями. Оптимальный выбор модели смешанного обучения, цифровых образовательных ресурсов и изучаемого математического материала способны сделать процесс обучения математике насыщенным и интересным», – отметила руководитель проекта, заведующая кафедрой математики и методики обучения математике Марина Викторовна Дербуш.

По словам экспертов, чтобы смешанное обучение было результативным, важно найти оптимальное сочетание традиционных и инновационных форм. «Для этого необходимо проанализировать теоретические положения по данной теме и разработать методические рекомендации, которые помогут учителям математики в их деятельности, продумать онлайн-курсы для учащихся и родителей и провести серию мероприятий для учителей математики», – подчеркнула Марина Викторовна.

Над методикой смешанного обучения математике работает команда ученых ОмГПУ: заведующая кафедрой математики и методики обучения математике, кандидат педагогических наук Марина Викторовна Дербуш, профессор кафедры математики и методики обучения математике, доктор педагогических наук Виктор Алексеевич Далингер, доцент кафедры математики и методики обучения математике, кандидат педагогических наук Снежана Николаевна Скарбич, доцент кафедры математики и методики обучения математике, кандидат педагогических наук Роман Юрьевич Костюченко и доцент кафедры математики и методики обучения математике, кандидат педагогических наук Татьяна Петровна Фисенко.

Ученые провели теоретический анализ литературы по данному направлению в целом и при обучении математике в частности, анализ цифровых образовательных ресурсов, которые можно использовать на уроках, анализ платформ и онлайн-сервисов, которые дают возможность разрабатывать собственный контент с учетом способностей и интересов учеников. По итогу были определены актуальные направления в использовании смешанного обучения в математике: организация исследовательской деятельности обучающихся в условиях смешанного обучения, особенности формирования понятий и доказательства теорем при реализации различных моделей смешанного обучения математике, возможности смешанного обучения математике для развития регулятивных универсальных учебных действий учащихся.

По теме исследования уже опубликованы статьи, научно-методические работы в коллективных монографиях и журналах из перечня ВАК. Сейчас готовится монография, в которой в развернутом виде будут представлены теоретические и методические разработки ученых ОмГПУ. Кроме того, отдельные направления использования смешанного обучения математике предложены для разработки студентам и магистрантам в рамках выполнения выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций.

На данном этапе учеными уже разработано несколько онлайн-курсов, которые могут использоваться учителем в ходе реализации смешанного обучения математике или учащимися в рамках самообучения. К примеру, курс «Теория вероятностей», который содержит интерактивные лекции, тесты для самоконтроля и другие материалы. Также уже разработан информационно-консультативный курс для родителей по актуальным вопросам внедрения смешанного обучения математике в общеобразовательных организациях, в котором предусмотрены различные формы обратной связи – форум, чат, личные сообщения. Все курсы находятся на образовательном портале «Школа».

Команда проекта провела вебинар для учителей математики «Смешанное обучение математике: возможности и особенности реализации в школе», в котором приняло участие более 100 педагогов не только из Омской области, но и из других регионов России, а также из Республики Казахстан. Кроме того, учеными была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные подходы к обучению математике в школе и вузе», и в рамках одной из секций были рассмотрены особенности организации смешанного обучения математике на разных этапах образования.

Добавим, что исследования по проекту «Методика преподавания математики в общеобразовательной организации с учетом реализации моделей смешанного обучения» завершатся в текущем году.