Профессор ОмГПУ Н.В. Чекалева: «Магистратура расширяет границы ваших возможностей»


В этом учебном году Центру магистерской подготовки ОмГПУ исполняется 20 лет. Особую роль в обучении студентов ЦМП играют выпускающие кафедры – кафедра педагогики и кафедра психологии. Мы побеседовали с заведующей кафедрой педагогики, доктором педагогических наук, профессором, членом-корреспондентом РАО Надеждой Викторовной Чекалевой.

– Надежда Викторовна, Вы были одним из главных инициаторов создания Центра магистерской подготовки, расскажите, пожалуйста, какова была цель открытия?

– Известно, что наш университет одним из первых ввел многоуровневое образование. Изначально мы провели эксперимент по подготовке бакалавров и магистрантов, тогда-то и возникла идея создания центра. В этот период в университете магистратура создавалась на факультетах в рамках специальностей. Открытие центра общепедагогической тематики чрезвычайно важно. Сюда могли прийти учиться студенты с разных профилей, не обязательно по математике или по филологии, а те, кому интересна общепедагогическая тематика. Поэтому создание центра способствовало продуктивному усилению педагогических компонентов в подготовке будущих и настоящих педагогов.

– В чем заключается особенность образования в Центре магистерской подготовки?

– Это удивительная особенность, потому что магистратура – это второй уровень образования и более высокий. Уникальность подготовки заключается, прежде всего, в наборе. Традиционно к нам поступают выпускники бакалавриата, учителя, а также преподаватели вузов, и особенно хочу отметить, что нас выбирают преподаватели высших военных образовательных организаций Республики Казахстан. Специфика обучения заключается в том, что можно обучаться по индивидуальному плану. Магистрант выполняет большую долю самостоятельной работы. Основная часть обучения направлена на исследовательскую научную деятельность. При выполнении магистерской диссертации учитываются интересы магистранта той организации, в которой он работает. Главная задача магистратуры заключается в развитии исследовательских компетенций обучающихся, поэтому сегодня интерес к магистратуре растет как в России, так и за рубежом.

Добавлю, что учебная деятельность ориентирована на выпускников бакалавриата, потому что они, пройдя базовый уровень подготовки, могут обогатить свой уровень компетентности, профессиональной подготовки, будущей профессиональной деятельности. Мы работаем и с педагогами. Современные школьники занимаются проектной и исследовательской деятельностью. Мы не можем сказать, что современные учителя не готовы к этому, это будет неправда, но подготовиться более углубленно, самим почувствовать вкус к занятиям наукой – это очень интересно. Также большой интерес к магистратуре проявляют преподаватели вузов. Сегодня преподавать в педагогическом, техническом, аграрном или военном вузе, не имея педагогической подготовки, невозможно.

– Какие дисциплины ведутся в ЦМП?

– Прежде всего, методология и методы исследования, потому что выставлен приоритет на исследовательскую компетентность, на современное состояние системы образования. Также это дисциплины, связанные с проектированием, с инновационной деятельностью, с технологической подготовкой оценки качества и т.д. Особенность ЦМП заключается не в привязанности к какой-то специальной дисциплине, например физике или истории, здесь лидирует общепедагогическая проблематика. Также большое значение уделяется психологическим дисциплинам, они выстраивают хороший фундамент для деятельности современного педагога.

– Какие мероприятия по внеучебной деятельности на развитие профессиональных компетенций магистрантов были самыми запоминающимися, на Ваш взгляд?

– Магистранты у нас очень активные. Они участвуют во всех мероприятиях по внеучебной и научной деятельности. Это и посвящение в магистранты, и психолого-педагогическая олимпиада. Особенно важным событием является магистерско-аспирантская конференция, которая проводится в вузе на протяжении 14 лет. К ней проявляют магистранты достаточно большой интерес. Также необходимо добавить про волонтерскую деятельность, в которой участвуют обучающиеся ЦМП.

– Востребованы ли выпускники ЦМП в нашем регионе?

– Однозначно, современный работодатель в сфере образования будет более заинтересован принять в организацию кадры с магистерским образованием, потому что исследовательский компонент, который становится доминирующим в подготовке магистрантов, имеет большое значение. Магистр очень хорошо ориентируется в тех направлениях деятельности, которые сегодня есть в школе.

– Какие перспективы развития у Центра магистерского образования?

– Я вижу большие перспективы. Значимость подготовки магистрантов в России будет возрастать. Мы уже сейчас активно работаем с учителями, у нас учатся руководители образовательных организаций, педагоги, воспитатели. Магистранты под руководством ведущих преподавателей центра работают над научными исследованиями по заказу данных образовательных организаций. На мой взгляд, нужно расширить контингент не просто количественно за счет учителей, педагогов, работников дошкольного образования, дополнительного образования именно Омского региона, а здесь установить междисциплинарные связи, которые с точки зрения педагогики, психологии, методики обучения важны. У нас пока еще не складывается такое взаимодействие с факультетами, потому что на факультетах есть своя магистратура, они локально в ней работают. Мне представляется, что сегодня, к примеру, филологу пойти учиться в педагогическую магистратуру или выпускнику факультета искусств было бы крайне интересно. У студентов есть такие настроения, мы об этом знаем.

– В ОмГПУ создается Ассоциация выпускников. Надежда Викторовна, Вы выпускница нашего вуза. Планируете присоединиться к данному сообществу? В каких направлениях видите взаимодействие выпускников нашего вуза?

– Да, я выпускница филологического факультета ОмГПИ им. А.М. Горького. Создание Ассоциации выпускников ОмГПУ – это очень хорошая идея. Во всех ведущих университетах мира обязательно есть не только люди, которые являются членами попечительского совета, но и которые благодарны университету и желают ему дальнейшего процветания. Я всегда стараюсь своей профессиональной деятельностью способствовать успешному развитию нашего университета.

– Совсем скоро начнется пора поступления в университет, какие советы дадите будущим магистрантам?

– Хочу пожелать самого главного – желания учиться. Сегодня мы все прекрасно понимаем и поддерживаем лозунг: «Образование не на всю жизнь, а образование через всю жизнь». Совершенно здорово, когда у тебя есть возможности идти вперед. И мы точно знаем, что магистратура расширяет границы ваших возможностей. Интересно наблюдать за ростом магистранта от старта его обучения до момента получения диплома. Обучающиеся ЦМП приятно удивляются, сравнивая свой приобретенный уровень образованности с начальным. Преподаватели ЦМП – высококлассные наставники. Многие наши магистранты не останавливаются на достигнутом, а продолжают обучение в аспирантуре. Это движение вверх, это движение внутри себя.

– ОмГПУ движется к своему 90-летию. Надежда Викторовна, что пожелаете своей альма-матер?

– Желаю моему университету стабильности. Мы проживали разные периоды в нашем вузе. Нам хочется, чтобы университет процветал, чтобы нас очень активно поддерживал регион, чтобы наше профессиональное сообщество рекомендовало школьникам идти учиться в педагогический университет. Совершенно точно, если наше педагогическое сообщество не будет готовить себе смену, то это, наверное, за нас другой никто не сделает. Стабильность, новые успехи студентов, преподавателей и сотрудников университета – важная составляющая благополучия вуза. Убеждена, что территория ОмГПУ – это возможность собственного развития.

– Надежда Викторовна, благодарим за развернутое и интересное интервью. Желаем процветания и новых талантливых магистрантов Центру магистерской подготовки.